Образование в Англии уже традиционно ассоциируется с престижем и качеством, и на это есть свои причины: британская образовательная система основана на многовековом опыте и сегодня считается эталоном для всех остальных. Сохранение традиций в сочетании с инновационными методиками, великолепный преподавательский состав и дипломы, которые неизменно котируются во всем мире, регулярный контроль качества обучения и при этом – выгодное отличие английской учебной программы от аналогичных европейских. Конечно, это далеко не все примеры, подтверждающие уровень британского образования.
Давайте посмотрим, как же устроена вся система получения образования. В Англии она состоит из нескольких ступеней – это начальное, среднее, профессиональное или послешкольное и высшее образование.
Дошкольное образование в Великобритании
В свой первый учебный класс дети могут попасть уже в возрасте 3-4 лет – этот этап учебы выполняет скорее подготовительную функцию и не считается обязательным, оставаясь на усмотрение родителей. В этом случае занятия юных учеников больше похожи на программу детского сада, нежели школьную: это развивающие творческие игры и групповая работа общей длительностью не более 3 часов.
Начальное и среднее образование в Великобритании
С 5 до 11-12 лет начинается ступень начального образования, в рамках которой дети посещают 2-летние школы для малышей (pre-preparatory school), а в период с 7 до 11 лет – начальные школы (primary, elementary или preparatory school).
Стоит также отметить, что образовательные заведения Великобритании делятся на два вида – государственные и частные. Они, соответственно, отличаются стоимостью и условиями приема, учебной программой и длительностью семестров, однако при этом схожи структурой учёбы, условиями проведения экзаменов, а также уровнем академической подготовки своих учеников, который должен соответствовать единым госстандартам.
Независимо от типа школы с 11 лет для ребенка начинается этап среднего образования. Данная ступень завершается в 16 лет сдачей выпускного экзамена, в случае успешного прохождения которого ученик становится обладателем GCSE – британского документа о среднем образовании. Этот сертификат дает право студенту начать работать, однако не дает права поступить в высшее учебное заведение.
Образование в старших классах
Начиная с 16 лет студенты обычно выбирают направление, руководствуясь своими дальнейшими планами: то есть они либо решают продолжить учебу, поступив в колледж или университет, либо начинают работать. Для тех, кто выбирает первый вариант, предусмотрена двухгодичная образовательная программа, где студенты могут выбрать те предметы, которые больше всего подходят им для выбранной профессии или поступления в высшее учебное заведение.
И вот в 17-18 лет старшеклассник сдает экзамен, который позволяет ему получить GCSЕ/GCE A-levels или же квалификацию и диплом GNVQ/NVQ Advanced, если студент занимался по программе профподготовки.
Высшее образование в Великобритании
Поступив в высшее учебное заведение Англии, молодой человек сможет получить такое образование, которое позволит ему чувствовать себя компетентным специалистом. Также британский диплом поможет своему обладателю найти место на трудовом рынке даже в условиях международной конкуренции.
В Англии определение «высшее образование» подразумевает образовательные программы, итогом которых становится присуждение одной из следующих степеней:
- первое высшее или бакалавр (Undergraduate) по самым разным направлениям – гуманитарные, естественные, педагогические, технические науки, право, музыка и другие. Обучение обычно занимает 3 года, но по ряду дисциплин может достигать и 5-7 лет (медицина, стоматология и архитектура);
- второе высшее или магистратура (Postgraduate) – продолжение обучения после первой ступени. Получить магистерскую степень можно за 1-2 года при высоком уровне владения английским языком и, соответственно, наличии первой степени. Программа здесь делится на taught programme (теоретический курс) и research programme (научно-исследовательский курс) и отличается по системе оценки знаний: при помощи письменных работ разного объема в первом случае и по результатам самостоятельных практических исследований во втором.